Дрифтинг – соревнование не на скорость, а на зрелищность: чем
красивее пилот проедет по трассе, лавируя на грани вылета, тем больше баллов
заработает. Езда в постоянном заносе представляет возможность водителю
выложиться на полную, а ведь такой способ езды очень сложно освоить. Однако в
России дрифтинг пока не достиг такой же популярности, как дрэг-рейсинг.
В переводе с английского слово «дрифт» означает «занос»,
«скольжение». Соревнования по дрифту проводятся на специальных трассах с
большим количеством поворотов, чтобы пилоты могли держать машину в постоянном
заносе. Победителем становится тот, кто с максимально возможной скоростью
проскользил по трассе, показав отличное мастерство заноса. Во время гонки
специальные приборы измеряют продольную и поперечную скорость, угол и скорость
заноса. На шоу-дрифтах скорость уже не так важна, внимание зрителей и жюри
устремляется на зрелищность, поэтому участники постоянно придумывают разные
фишки – то дверь на ходу открывают, то используют резину разных цветов, чтобы дым
был цветной, за это они получают дополнительные баллы.
Состязание по дрифту состоит из двух частей –
квалификация (тансу (яп.) или chase run (англ.)) и
финальные заезды (цуисо (яп.) или chase attack (англ.)).
Во время квалификации каждый участник делает несколько кругов по трассе, затем
отбирается 16 человек, показавших лучшие результаты. Финальные заезды делаются
попарно, пилоты один раз меняют очередность. Если второй обгоняет первого в
заносе, то он выигрывает заезд, а если обгон совершается вне скольжения, то
обогнавший проигрывает. Если второй гонщик начинает отставать, шансы на победу
у первого заметно увеличиваются за счет дополнительных очков. На первый взгляд
кажется, что кому-то из них легче, но оба должны прикладывать усилия, чтобы не
проиграть: тот, кто едет первым, должен не только рассчитывать и удерживать
машину в заносе, но и следить, не обгоняет ли его соперник, а второму надо
следить за дистанцией.
Родоначальниками дрифта были японцы, автором этого
способа езды считают гонщика Кунимицу Такахаси. Его оригинальная техника
прохождения поворотов на японском кузовном чемпионате All Japan Touring Car Championship привлекла
внимание болельщиков. Особенностью его езды было вхождение в поворот в заносе,
благодаря этому скорость на выходе была выше, чем у соперников. В 1977 году
любитель дрифта Кэйити Цутия выпустил видеоролик, обучающий технике скольжения.
Этот клип стал очень популярным среди молодежи, с него началась эра дрифтинга
на больших парковках, где молодые люди оттачивали свои умения. И хотя дрифт
давно признан официальным видом спорта, до сих пор находится множество
любителей покружиться ночью на парковках. Кстати, такую тусовку наглядно
показали в третьей части фильма «Форсаж» –
«Токийский дрифт». Лишь спустя 11 лет после выхода видео состоялся первый
чемпионат по дрифтингу.
На сегодняшний день в Японии проводится один из
крупнейших чемпионатов по профессиональному дрифтингу – D1, который
был основан в 2000 году. Американцы устраивают аналогичный чемпионат – Formula D. Регламент D1 позволяет принимать участие только
серийным автомобилям с задним приводом, колеса у них должны быть с обычными
шинами, которые можно свободно купить в автомагазине. Запрещено устанавливать
гоночную резину и заменять двигатель (доработки разрешены). Допускается замена
кузовных деталей на более легкие, салон обязательно должен быть оснащен
каркасом безопасности. Из D1 отделилась подсерия D1DL (Stree Legal), в ней к участию допускаются только серийные автомобили
без каких-либо доработок.
Машина уходит в занос в результате потери сцепления колес
с поверхностью дороги. Есть несколько способов вызвать скольжение. Самый
распространенный – understeer – потеря
сцепления передних колес с дорогой. Обычно он возникает, когда водитель резко
выкручивает руль (например, чтобы объехать внезапное препятствие), колеса
теряют сцепление с дорогой, и машина становится неуправляемой, так как колеса
заблокированы тормозами. Или силы вращения колес недостаточно для сцепления с
дорогой, они скользят в одном направлении, а машину несет в другое. Еще один
вид заноса – oversteer – потеря
сцепления задних колес с дорогой. При таком заносе машина заворачивает сильнее,
чем задано рулем, в результате скользит боком или разворачивается вокруг своей
оси. Профессиональные пилоты легко управляются с такими заносами, в отличие от
обычных автомобилистов, не владеющих техникой дрифта.
Чем больше нагрузка на ось, тем лучше сцепление резины с
поверхностью дороги. Если в повороте начать тормозить, машина сильно
поворачивает. Чтобы правильно пустить машину в скольжение, надо во время
поворота заблокировать передние колеса – так увеличивается центробежное
ускорение. Однако колеса не должны потерять сцепку с дорогой. В это время
задние колеса имеют небольшое сцепление с дорогой, если воздействовать на них
каким-либо дополнительным импульсом, возникнет занос, активность которого
зависит от центробежного ускорения в заносе. Чтобы ликвидировать сцепку задних
колес с дорогой, зачастую используется ручной тормоз.
Сложнее пустить в занос машину на скорости под действием
отклоняющего момента центробежной силы. Пилот должен правильно распределить
нагрузку на оси, иначе задние колеса не пойдут в занос под действием
центробежной силы в повороте. Обычно такой техникой пользуются раллисты – они
проходят поворот на высокой скорости и с помощью скольжения задают машине
направление для выхода из поворота. В некоторых случаях для создания большего
угла заноса машина подается в противоположную сторону, а затем резко входит в
поворот. Для этого пилот активно крутит рулем, чтобы убрать сцепку задних колес
с дорогой. Машина должна ехать на высокой скорости, а водитель – корректировать
углы поворота руля, распределять нагрузку по осям. Чем больше коэффициент
сцепления дорожного покрытия с шинами, тем быстрее машина будет маневрировать на
высокой скорости.