Автомобильную
акустику можно разделить на два типа: коаксиальная и компонентная.
Коаксиальная
акустика представляет несколько акустических головок, размещенных на одном
корпусе динамика. Как правило, один низкочастотный и один или более
высокочастотные. К плюсам можно отнести низкую стоимость и простоту установки.
Среди минусов не очень хорошее качество звучания, и невозможность настройки
взаимного расположения динамиков.
Компонентная акустика является своего рода набором
конкретного производителя, обычно состоящего из пары динамиков: одного
низкочастотного – для воспроизведения низкочастотной составляющей и твитера –
для воспроизведения высокочастотного сигнала. Так же в комплекте может идти
кроссовер для разделения частот между динамиками. Стоит такая автоакустика
дороже коаксиальной и сложна в установке.
Как раз для создания
качественного звучания и существуют отдельно низко, средне и высокочастотные
динамики, которые служат соответственно для воспроизведения низкочастотного,
среднечастотного и высокочастотного диапазона. К плюсам этого типа динамиков
стоит отнести выбор компонент от различных производителей и высокое качество
продукции. К минусам более высокая стоимость и сложность в установке. Если вы решили,
что никоим образом не хотите менять интерьер салона или тратить слишком много
денег на установку, то лучшим вариантом будет установка динамиков в штатные
места. Правда выбирать автоакустику придется только того размера, который
подходит для установки в конкретную модель машины. К основным габаритным
параметрам динамика следует отнести диаметр диффузора. Измеряется он в дюймах.
В качестве среднечастотных динамиков лучше не использовать слишком большие
модели. Вполне достаточно 3-5 дюймовых головок. Для низкочастотных динамиков
подойдет размер около 5-6 дюймов.
Также необходимо определиться с количеством
полос. Если 2-х полосная система подразумевает подключение пары твитеров и
низкочастотных динамиков, то 3-х полосная уже требует 6 динамиков (2 твитера, 2
среднечастотных и 2 низкочастотных динамика). Плюсы – каждый динамик отыгрывает
свой, более узкий диапазон, благодаря чему уменьшаются искажения. Но тут не все
так просто. Если вы решили что коаксиальная акустика – это не ваш выбор, но и
финансов не особо много, то следует остановиться на 2-х полосной схеме, хотел
бы заметить, что часто производители идут на маркетинговый трюк: им выгоднее
сделать 3-х полосную систему среднего качества, чем качественную 2-х полосную.
Делается это потому, что большинство людей придерживается такого понятия –
больше значит лучше. В акустике это правило может не работать. Поэтому, если
найдёте 2-х и 3-х полосные системы одной стоимости, то рекомендую остановиться
на 2-х полосной.
Теперь рассмотрим
тыловую автоакустику, которая служит для поддержки звуковой картины сидящих на
передних сиденьях пассажирам. Заблуждением является то, что сзади автомобиля
должна стоять мощная полноразмерная акустика, которая воспроизводит весь
слышимый звуковой сигнал. Например, когда мы пришли на концерт и сидим в центре
зала. Основная часть звука приходит к слушателю именно со сцены, и лишь
некоторая часть отраженного сигнала – от боковых и тыловых стен. При этом
отраженная часть сигнала уже не содержит осмысленных басов из-за их
переотражения от окружающих предметов, а высокочастотная часть сигнала
практически отсутствует, так как высокочастотные сигналы сильно ослабляются с
расстоянием и так же хорошо поглощаются большинством поверхностей.
Среднечастотная часть сигнала, отраженная от многих предметов приходит к
слушателю размытой, и затрудняет определения направления звука. Общий уровень
сигнала по сравнению с фронтальным уменьшен на 18-24 дБ. Поэтому тыловая часть
звукового сигнала должна быть именно добавкой к основному (фронтальному)
излучению и не является самостоятельным источником звука.
Поговорим о возможных
местах установки автоакустики. Обычно низко и среднечастотные динамики
устанавливают в передних дверях автомобиля. Штатные места весьма ограничивают
выбор автоакустики.Применение же подиумов благополучно решает эту проблемы. Подиум
представляет собой своего рода кольцевую приставку для динамика, которая
монтируется к корпусу двери. Благодаря подиумам можно изменять направленность
динамиков, за счет чего создаётся правильная звуковая сцена. Подиумы
выполняются значительной высоты, в результате чего магниты звуковых головок не
выступают с внутренней части двери и не мешают механизму опускания стекла.
Высокая жесткость каркаса позволяет надежно закрепить динамик к двери. К
минусам нужно отнести дополнительные средства на перетягивание обшивки двери и
изготовление самих же подиумов.
Стоит вспомнить, что громкоговоритель излучает
не только в сторону слушателя, но будет так же играть и во внутреннюю часть
двери, что может вызвать нежелательные призвуки и резонансы. Чтобы это устранить
придется потратиться на обработку внутренней части дверей специальными
звуковиброизоляционными материалами. Еще одним распространенным местом для
размещения динамиков являются боковые панели, находящиеся под панелью приборов.
Их еще называют кик-панелями. К минусам стоит отнести слишком маленьких
внутренних объем, в результате чего добиться хорошего баса будет непросто.
Можно установить и в саму приборную панель, однако из-за негерметичности
внутреннего объема, возникнет акустически короткое замыкание. Дело в том, что
динамик излучает звуковые волны в обе стороны относительно диффузора. Только
тыловая волна сдвинута относительно фронтальной на 180 градусов. Другими
словами, когда диффузор движется вперед, то в передней его части получается
сжатие воздуха, а в тыловой – разряжение. Взаимодействуя между собой, они
образуют значительные провалы в АЧХ, особенно в низкочастотном диапазоне.
Наиболее подходящие места установки высокочастотных динамиков: приборная
панель, уголки заглушки зеркал в передних дверях, либо в лобовые стоики. Что
касается тыловых динамиков то рекомендуется следующее: не устанавливайте сзади
высокочастотные излучатели;не стоит устанавливать большие динамики. Вполне
достаточно 4-5 дюймовых среднечастотный или широкополосных динамиков;при нехватке
финансов, не устанавливайте в качестве тылового канала дорогих динамиков.При
грамотном подходе к автоакустике в машине можно обойтись и без сабвуфера.
Дорогие друзья.
Вышла в свет первая
книга от UNIQUE CAR, под названием «Учебник начинающего инсталлятора». Этот
учебник является началом полноценного учебного курса инсталляционного
мастерства от UNIQUE CAR. Предлагаем Вам ознакомиться с содержанием данной
книги:
УЧЕБНИК
НАЧИНАЮЩЕГО ИНСТАЛЛЯТОРА АВТОЗВУКА
1. Выбор «правильной» аудиосистемы. Как правильно подходить к
выбору головного устройства, динамиков и т.д. Заводские аудио системы в
автомобилях.
2. Обжимные инструменты и соединители проводов. Обзор
обжимного инструмента и советы по использованию соединителей проводов;
разновидности, предназначение.
3. Необходимые инструменты установщика автозвука.
Список инструментов с советами по их выбору.
4. Компоненты
акустической системы автомобиля. Классификация, разновидности
головных устройств автомобиля, усилителей мощности, динамиков, автомобильных
аудио конденсаторов. Советы по установке и эксплуатации компонентов.
5. Ответы на часто задаваемые вопросы. Искажения во
внутренних усилителях головного устройства. Оптимальное сечение проводов для
динамиков. Низко – частотные динамики с двойной звуковой катушкой. Патч –
корды (линейные разъёмы, тюльпаны). Размеры магнита динамика.
Оптимальные типы, объёмы корпусов сабвуферов.
6. Мифы об автозвуке. Усилитель должен быть заземлён
непосредственно на массу аккумулятора. Добавление в автомобиль второго
аккумулятора для разгрузки генератора. Генератор переменного тока
уменьшает шумы (помехи) в акустической системе. Большое количество
динамиков в системе увеличивает качество звука.
Мы уверены, что данный учебник поможет Вам встать ещё на ступень Выше в
«инсталляционном мастерстве». И надеемся что Вы будете продолжать с нами
сотрудничать. Администрация компании «UNIQUE CAR»