Процесс построения музыкальной системы в автомобиле состоит из следующих
этапов: прослушивание и выбор компонентов, шумовиброизоляция автомобиля,
установка выбранных компонентов в машину, настройка установленной системы.
Для начала, необходимо определиться в Ваших музыкальных предпочтениях, а
также на бюджете самой покупки. На практике существует мало систем, способных
отыграть материал любого жанра, и стоят они немало. Мы же будем ориентироваться
на среднебюджетные системы, стоимостью до 1000 $, поэтому претендовать на
универсальность сможем с натяжкой.
Идеальным считается прослушивание в безэховой камере, лишенной призвуков и
резонанса. На практике такое встретить маловероятно, поэтому слушатель должен
быть готов к тому, что звучание одних и тех же компонентов будет разительно
отличаться, например, при прослушивании на стенде и в машине. Машина, если это
не дырявая насквозь «копейка», является подобием акустически замкнутого пространства,
поэтому ей присущи определенные нюансы передачи звукового тракта. Но об этом
поговорим позже.
Стоит упомянуть также, что наиболее ушлые продавцы частенько набивают стенды
акустическим синтепоном, при этом даже дешевый динамик начинает играть более
красочно. Еще одна уловка - подключение магнитолы к динамикам через
высоковольтные входы усилителя. При этом продавцы демонстрируют покупателю
свободные линейные выходы, и уверяют его, что магнитола подключена напрямую,
без усилителя. Не верьте. Реальная мощность встроенного усилителя магнитолы
редко превышает 20 Вт, этого не достаточно для создания мощного, качественного
звучания.
Главным в выборе компонентов остается так называемая «сыгранность». Т.е.
головное устройство одной фирмы может великолепно сочетаться с акустикой и
усилителями других фирм. Есть так называемые наработанные «связки», заранее
обеспечивающие хороший результат звучания.
Я рекомендую прослушивание и выбор компонентов проводить как на стенде, так
уже и в готовых инсталляциях, с учетом собственных музыкальных предпочтений.
Только так Вы можете услышать различные нюнасы звучания компонентов.
К выбору компонентов надо подходить не менее основательно, чем к их
прослушиванию. Кроме фирменных черт звучания того или иного бренда, существует
масса других критериев, по которым следует отбирать ту или иную аппаратуру.
Кроме банальных габаритных размеров, желательно обратить внимание на наличие
как минимум двух пар линейных выходов, наличия диммера, а также на внешний вид
самого аппарата, его сочетание с общим дизайном салона и приборной панели. Я
осознанно не перечисляю особенности звучания тех или иных головных устройств,
акустики и усилителей, т.к. восприятие звукового тракта у каждого человека
индивидуально и, следовательно, моё мнение не может претендовать на
объективность.
Выбору акустики надо уделять не меньшее, если не большее внимание. Кроме
музыкальных предпочтений, при её выборе надо определиться как с размером
покупаемой акустики, так и с местом её установки. В настоящее время наиболее
популярной является установка акустики в подиумы на двери, все большую популярность
набирает установка в напольные ящики под сидения. При установке в двери главным
плюсом является относительная простота данной инсталляции. При установке в
ящики, слушатель получает более сильный фронтальный бас, однако расчет и
изготовление ящика - довольно-таки трудоемкое дело. По этому при выборе
акустики, будем априори ориентироваться на то, что она будет играть во "
freeair" - т.е. в открытом пространстве, каким, по сути, и является дверь.
Не меньшую роль при покупке играет типоразмер и установочная глубина акустики -
нередко бывает, что дверь, её внутреннюю начинку и обшивку приходится долго и
мучительно подгонять под купленные компоненты.
Мои рекомендации при выборе акустики - хорошие 2-компонентные динамики,
известного бренда. Выбор сабвуфера осуществляется по тем же критериям, наиболее
значимые из которых - особенность звучания, диаметр и установочная глубина.
Усилитель - неотъемлемое звено любой, грамотно построенной системы. В
продаже имеется большое количество усилителей, поэтому приведу основные
критерии, по которым его следует выбирать:
Цена за канал не должна быть ниже 40-45$
Желательно наличие развитых ребер охлаждения на лицевой панели (радиатора)
и/или встроенного вентилятора.
Желательно наличие плавной регулировки ФНЧ и ФВЧ, регулировки фазы,
дистанционной регулировки уровня баса.
Габаритные размеры усилителя.
Выбирать усилитель следует только среди продукции именитых фирм-производителей.
Такие, как правило, сделаны из более качественных комплектующих, имеют защиту
от перегрузки и перегрева, обеспечивают более качественное звучание. Также
стоит обратить внимание на упоминавшиеся ранее «связки», т.к. зачастую грамотно
подобранным усилителем и акустикой удается исправить огрехи звучания головного
устройства.
Не менее важную роль играют и провода, которыми Вы собираетесь подключать
компоненты Вашей системы. Они подразделяются на силовые, акустические и
межблочные. Силовые провода обеспечивают питанием головное устройство и
усилитель. Сечение силового провода должно быть приблизительно 4 Ga,
акустического - 8 Ga, однако это не является стандартом, а скорее зависит от
предполагаемой номинальной мощности инсталлируемой системы. Межблочные провода
продаются стандартного сечение, различаются лишь длиной и наличием/отсутствием
управляющего провода. Бытует мнение, что дорогие провода лучше передают те или
иные фрагменты музыкального тракта. Это актуально только для проводов высшей
ценовой категории, которую мы по понятным причинам рассматривать не будем.
Хорошо зарекомендовали себя провода Daxx, Stinger, Belsis.
Многие добавляют в свою систему конденсатор. При выборе конденсатора нужно
учитывать, что на 500 Вт номинальной мощности системы, достаточно конденсатора
емкостью 0,5 Ф. Ориентироваться лучше на модели с автоматикой, для того чтобы
избежать проблем при подключении. В принципе, конденсатор в систему
устанавливают для того, чтобы избежать просаживания баса при пиковых нагрузках,
когда энергии аккумулятора и генератора становится недостаточно. Я лично такого
не встречал и явных преимуществ использования конденсатора в системе не
заметил.И ещё: "убейте об стену того,кто говорит Вам что конденсатор спасает аккумулятор от посадки при высокой громкости акустической системы"
Перед приобретением компонентов необходимо выбрать схему, по которой вы
будете осуществлять установку выбранных компонентов. Приведу наиболее
распространенные схемы:
Головное устройство - фронт - сабвуфер - 4-канальный усилитель на фронт и
сабвуфер. Это классическая схема подключения, по которой осуществляется
приблизительно 80% всех инсталляций. В её основе лежит бюджетность, простота
настройки и установки. Немаловажен и тот факт, что такая инсталляция экономит
место в автомобиле за счет компактности расположения компонентов. Особенностью
звучания является невысокая мощность системы. Однако качество звучания при этом
теряет несильно, и на слух неискушенного меломана абсолютно незаметно.
Головное устройство - фронт - тыл - сабвуфер - 5-канальный усилитель на фронт,
тыл и сабвуфер. В основе этой схемы подключения, лежит описанная выше, сохраняя
её достоинства и недостатки. Сюда добавлена подзвучка тыла, на отсутствие
которой часто жалуются пассажиры, сидящие сзади. Отмечу, что в настройке такая
система сложнее, чем первая и не всегда удается добиться желаемого результата.
Я не рекомендую такую установку для легковых машин малого и среднего (бизнес)
классов.
Головное устройство - фронт - сабвуфер - 2-канальный усилитель на фронт -
2-канальный усилитель на сабвуфер. Данная схема подойдет любителям мощного,
напористого баса. Включив мостом на сабвуфер двухканальный усилитель, мы
получим заведомо большую мощность, чем в вышеописанных вариантах.
Головное устройство - фронт - сабвуфер - 4-канальный усилитель на фронт -
2-канальный усилитель на сабвуфер. В данной ценовой категории эта схема будет
стоять на вершине, как по стоимости, так и по качеству звучания. Она позволит
отказаться от кроссоверов, входящих в комплект фронтальной акустики и
использовать кроссоверы внешнего усилителя. Т.е. осуществить так называемое
поканальное усиление. Это заметно отразится на качестве и мощности звучания
системы.
После того, как выбранные компоненты приобретены, перед установкой их в машину,
следует произвести её шумовиброизоляцию.
|